Рынок дверей в 2015 году: события, тенденции, перспективы
Какое направление бизнеса можно считать в наши дни наиболее стабильным и прибыльным? Этот вопрос не так прост, как может показаться. Ведь по вполне понятным причинам покупательская способность населения снизилась, а риски, связанные с общим состоянием экономики, существенно возросли. Однако аналитики утверждают, что рынок межкомнатных дверей – это один из немногих «островков стабильности», демонстрирующий уверенный рост. Пор крайне мере, это следует из результатов недавно опубликованного обзора, подготовленного ведущими специалистами отрасли.
Не смотря на то, что рынок межкомнатных дверей в прошедшем году показал 10% рост, точно определить количество работающих на нем компаний нельзя. Статистические данные, собранные налоговыми службами, приводят цифру порядка 600-700, но эти показатели, скорей всего, сильно занижены и никак не отображают реального положения.
Распределение по регионам оказалось предсказуемым, хотя без сюрпризов не обошлось. Так, больше всего производителей сосредоточено в Тверской, Тульской и Владимирской областях, а вот Москва и Санкт-Петербург (по сравнению с прошлым годом) несколько сдали позиции. Вероятнее всего, это связано с удорожанием аренды и возросшей заработной платой рабочих.
Сегментация рынка
Около четверти (точнее, от 75% до 80%) игроков рынка – реализаторы готовой продукции, не имеющие производственных мощностей. Несколько возросла доля сборщиков, но их общее число остается достаточно небольшим. Компаний, которые располагают полным производственным циклом (проектирование, изготовление, установка, сервисное обслуживание) становится все меньше, причем в большинстве своем – это крупные бизнес-структуры, действующие по всей территории России. Эти цифры основаны на официальных данных, потому реальная ситуация для производственного сектора, вероятнее всего, еще более безрадостная.
А вот тенденция постепенного импортозамещения и роста числа отечественных фирм не может не радовать. Связано это с дороговизной импортных комплектующих и общей нестабильностью рубля, из-за чего предложения западных фирм для большей части потребителей стали недоступными. Насколько российская продукция «проигрывает» по качеству итальянским, немецким и даже польским аналогам – вопрос открытый, но назвать ее откровенно низкопробной нельзя. Особенно с учетом гораздо более выгодного соотношения «цена-качество».
Спрос и потребительские предпочтения
В последние годы наблюдается тенденция к снижению доли государственного сектора в общем объеме потребления готовой продукции и постепенному смещению приоритетов в сторону строительных компаний и частных заказчиков. Другими словами, самыми емкими сегментами рынка являются офисные помещения и вторичный жилой фонд.
В первом случае покупателей интересуют относительно недорогие, но качественные двери, во втором – бюджетные или премиум-модели. Чаще всего предпочтение отдается распашной или раздвижной конструкции, причем в качестве основного материала дорогая древесина (дуб, бук) выбирается все реже, а доля стекла, алюминия и пластика постоянно растет.
Прогнозы и перспективы
- Рынок дверей продолжит расти, но с несколько худшей динамикой – не более 5-8%. Однако и такой результат следует признать большим достижением.
- Общее количество крупных мебельных компаний будет неуклонно сокращаться, а вот небольшие «региональные» фирмы, наоборот, увеличат свое присутствие на рынке.
- Откровенно дешевую и бюджетную продукцию, не смотря на экономический кризис, ожидают не лучшие времена, а вот сегменты middle-end и high middle-end будут расти. Доля же дорогих, эксклюзивных моделей останется незначительной.
- Дерево начнет постепенно терять свою популярность у покупателей. Однако стоит понимать, что его замена на стекло, металл, пластик или иные материалы – дело небыстрое, потому несколько лет у производителей еще есть.
Остались вопросы?